MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
вторник,  19 января

Курсы валют ЦБ

Архив анонсов

RSS-поток анонсов RSS-поток анонсов

Выбор издания

ИД «Труд»

Медиа-кит

Новости

Свежие анонсы

Труд-7  17 июня
Труд  17 июня
Труд-7  8 апркля
Труд  8 апркля
Труд-7  25 марта 2016г
Труд  5 марта
Аргументы и факты  № 12
Аргументы и факты  №11
Труд-7  5 февраля
Труд  5 февраля
Труд-7  22 января
Труд  22 января
Труд-7  25 декабря
Труд  25 декабря
Труд-7  17 декабря


22.05.15

«Труд-7» 22 мая 2015г

   


КРУПНЫМ ПЛАНОМ


Сергей Лазарев: Сейчас я уже поближе к Фигаро, чем к Ромео


Он относится к тем исполнителям, чье творчество не ограничивается одной эстрадой. Им просто необходимо попробовать себя и в театре, и в цирке, и на танцполе... К такой породе универсальных артистов относится и Сергей Лазарев. Сейчас он выходит в паре с Катей Варнавой как ведущий популярного телешоу «Танцуй!». Но корреспондент «Труда» встретился с певцом в легендарном буфете московского Театра имени Пушкина, там, где чай с лимоном все еще стоит 8 рублей. На здешней сцене Сергей играет уже третью свою главную театральную роль.

Сергей, зачем вам театр, если у вас и на ТВ неплохо получается?

– Во-первых, это моя профессия. Я окончил Школу-студию МХАТ, у меня актерское образование. Во-вторых, хоть этот мир и схож с миром музыки, тем не менее он другой, и мне очень интересно в него погружаться.

– Многие думают, что вы пришли на сцену, уже будучи популярным певцом.

– Нет, это совсем не так. Я выступал в «Непоседах», в «Утренней звезде», вполне популярным себя почувствовал после того, как в 2002 году мы с Владом Топаловым в составе группы Smash победили на «Новой волне». Однако еще за год до этого у меня уже случилась первая театральная работа – спектакль «Ромео и Джульетта». Здесь же, в Театре имени Пушкина. Режиссером был Роман Ефимович Козак, наш худрук в Школе-студии МХАТ. Среди нескольких приглашенных в этот спектакль студентов были и мы с Сашей Урсуляк, которая сейчас играет Сюзанну в «Женитьбе Фигаро». А тогда она играла Джульетту.

– Значит, театр для вас – не просто «разнообразия ради»?

– Нет, и не блажь, не баловство, не пиар и тем более не деньги. Это логичное продолжение моей профессии. Я предан Театру имени Пушкина уже 14 лет. Продолжаю здесь работать как приглашенный артист. У меня сейчас несколько спектаклей, где я играю главные роли.

– Наверное, на радость песенным фанатам?

– Фанаты ходят в театр тоже. Но мне приятно, что спектакли с моим участием сейчас уже не воспринимаются как «фанатские». На них ходит именно театральная публика, люди открывают для себя, что я еще и актер. Есть ведь такой стереотип, что певец не может играть на все сто, что эстрадные навыки оборачиваются фальшью на драматической сцене. Стараюсь ломать этот стереотип. Фаны, приходя сначала на мои спектакли, потом становятся почитателями других актеров, дарят им цветы... Это прекрасно, если я могу приучить молодежь к театру.

– Чем мир театра отличается от мира попсы?

– Главное – дисциплиной. В музыке я сам себе режиссер. А в театре очень жесткая иерархия. Актер должен подчиняться режиссеру. Здесь я на равных со всеми и не должен рассчитывать ни на какие поблажки. Кстати, на репетиционный период я всегда полностью прекращал гастрольную деятельность. Потому что не умею быстро переключаться. И в день спектакля никогда не ставлю себе никаких съемок или концертов.

– А знаменитые театральные интриги?

– Меня это миновало. Не знаю почему... Я никогда не выбивал роли, наоборот – мне их предлагали. Хоть и в статусе приглашенного артиста в театре я абсолютно свой.

– Вы начинали с Ромео. Сейчас играете Фигаро. Кого из этих двух антиподов сегодня в вас больше?

– Сейчас, в мои 32 года? Наверное, Фигаро чуть побольше. Я в жизни уже многое видал. Думаю, что Евгений Писарев, главный режиссер Театра имени Пушкина, дал мне играть Фигаро именно с учетом моего опыта – и житейского, и театрального. И не забывайте, что во мне еще живет Алеша Карамазов, которого я играл в дипломном спектакле учебного театра МХАТ, и он сильно на меня повлиял. Хотя кажется, что все у меня в жизни легко и просто. От Ромео во мне тоже кое-что осталось, но... Теперь я, конечно, циничнее этого юноши, поближе к Фигаро. Потому что ухмылочка и все прочее...

– А кого из предшественников видели в образе Фигаро? Певцова, Безрукова, обоих Мироновых?

– Да всех! Но я намеренно не пересматривал их до нашей премьеры. Не хотел брать чужого. Хотел вытащить Фигаро из себя.

– Кто из этих актеров вам интереснее?

– Они все очень разные. Правда, Певцова я видел очень давно. Евгений Миронов – артист мирового уровня, всегда найдет чем удивить. Так же невероятен Фигаро Андрея Миронова, которого он начал играть, кажется, еще до 30 лет. Но для меня нет эталонного Фигаро. Мой Фигаро, наверное, самый юный. Ему еще расти, развиваться, набираться опыта...

– Какой он у вас?

– Ну, обманщик, конечно. Но врет он, если можно так сказать, искренне. Сам верит в то, что говорит. Поэтому ему так верят все вокруг. Мой Фигаро – такой обаятельный добряк, аудитория в него влюбляется. Если копнуть, наверное, мне чуть не хватает хитринки, которая у этого героя должна обязательно наличествовать. Но это дело наживное. Еще пару-тройку лет в шоу-бизнесе – и эта черта появится у меня совершенно точно.

– А кого в Лазареве больше – певца или драматического артиста?

– В моей жизни так все переплетено... Стараюсь найти золотую середину. Конечно, музыки со мной больше – я ею занимаюсь с 8 лет.

–Когда-то вас упрекали в том, что вы поете исключительно на английском.

– Собственно, англоязычные песни до сих пор со мной. Мне нравятся эти мелодии, авторы... Но в последние годы я стал больше обращаться к русским текстам. Хотя не могу сказать, что нашел своего автора. Поэтому стараюсь делать две версии нового альбома: русскую и английскую. Диск The Best приурочен к 10-летию моего сольного творчества. Сейчас уже вышла русская версия альбома. Английская появится чуть позже. Эти события будут отпразднованы 12 ноября большим шоу в «Крокус Сити Холле».

– А кого из наших молодых певцов вы можете отметить?

– Появляются новые имена, хотя и не так часто, как хотелось бы. Почему? Наши слушатели любят ностальгировать. У нас огромное количество ретрорадиостанций. Мэтры, мастодонты продолжают оставаться на небосклоне без новых песен, используя хиты 20–30-летней давности. Конечно, талантливый и удачливый артист всегда найдет свою публику. Но для молодых нужна более широкая дорога. Больше площадок для показа.

– Но вот появился «Голос»... Как вы относитесь к этому телепроекту?

– Сам проект прекрасен – живой звук, красивая музыка, исполнители, эмоции! Старт он дает. А что дальше? Как ребят поддерживать? Огромное количество певцов уходят после «Голоса» в никуда. Лишь единицы пробиваются дальше. Это проблема многих телевизионных шоу. Шоу-бизнес – это большие корпорации. В них тяжело пробиться, заинтересовать правильного человека. И обратная сторона медали: продюсерский центр – это кабала, артист платит своей свободой за известность. Многие этого рабства не хотят.

– И вы, принципиально не входящий ни в один продюсерский центр, в их числе. А правда, что вы также не поете «под фанеру»?

– Ну да. На сольных концертах уж точно. И уже 2,5 года у меня такое же четкое условие для телевизионных съемок. Почему многомиллионная телеаудитория должна слушать меня под фонограмму? Да, в живом телеэфире звук пока не идеален. Но, на мой взгляд, лучше уж неидеальный звук, нежели обман зрителей.

– Вы часто появляетесь в самых разных телепроектах. Зачем вам это?

– Все-таки давайте их разделим. Разные проекты были на разных этапах моей жизни. «Танцы на льду» в 2006 году обозначили мое становление как отдельной творческой единицы. На тот момент я не умел кататься на коньках. Меня уговорили. Я посмотрел, как это выглядело в оригинальной версии в Англии, – мне понравилось. Но никогда не думал, что это так тяжело... А когда «Танцы» закончились, у меня наступила дикая депрессия. Я так полюбил этот пионерский лагерь! И тут мне позвонили и предложили «Цирк со звездами».

– Не страшно было?

– В моем детстве была спортивная гимнастика. Хоть я ушел из нее, думаю, мог бы там добиться успехов. И тут предложили проект, предоставляющий как бы вторую попытку!

– Еще у вас были «Хочу к Меладзе» и «Призрак оперы»...

– Первый – хороший эксперимент. Второй – очень красивый проект с непривычным музыкальным жанром. Мне казалось интересно себя в нем попробовать. Как и в проекте «Универсальный артист». Все они дали мне толчок вперед. Поймите: я очень много предложений отметаю. Мне интересно все, связанное с искусством и творчеством. И не так интересно то, что касается лишь тупой коммерции.

– Сейчас вы ведущий проекта «Танцуй!»...

– Если честно, ведение – это не мое. Хотя я веду и «Новую волну», и «Песни года»... Но более комфортно себя чувствую на сцене или даже в качестве наставника – так, как было на украинском «Голосе». И у Меладзе я перекочевал в судьи. Мне это, конечно, приятно, даже льстит – опыт уже накоплен, надо им делиться.

Вести «Танцуй!» мне предложил Илья Авербух (я приходил несколько раз судить «Ледниковый период»). Я долго сомневался. Но все, что касается танцев, мне близко – очень много сам танцую. И я согласился.

– У вас хорошая партнерша – Катя Варнава.

– У нас с Катей на контрасте сложилась хорошая пара, надеюсь, у этого дуэта есть будущее. Она более взбалмошная, юморная. Я же стараюсь подбавить пафоса. Хотя иногда тоже срываюсь на юмор.

– А почему не снимаетесь в сериалах?

– Вот с кино у меня как-то не сложилось с самого начала. Может, потому что мне важен живой зритель,. Я не могу играть на камеру. В детстве вставал на табуретку, читал и пел для своих домашних и друзей. По сути, то же самое сейчас. Терпеть не могу сниматься в видеоклипах. Хотя понимаю, что именно это останется, люди будут это смотреть. Кстати, и «Фигаро» мы отсняли – спектакль можно посмотреть в интернете.

– Правда, что Киркоров назвал вас принцем российской эстрады?

– Было такое. Назвал даже своим преемником. Как-то сказал, что видит во мне себя 20 лет назад. Мне, конечно, приятно получить такой комплимент. Но я не кичусь этим, продолжаю работать. В конце концов, только зритель может решить, принц ты, король или шут гороховый.

– Чего бы вы никогда не сделали за любые деньги?

– Мне важно быть свободным. Мыслить свободно. Делать то, что я хочу, что люблю. Пусть я ошибусь, получу шишки-синяки, но в случае неудачи буду винить себя, а не кого-то.

– А как насчет мировой сцены?

–Хотел. И продолжаю хотеть. Но сейчас все очень сложно. Рулит политика. Если на политическом небосклоне не могут договориться, то кто ж пропустит на музыкальный? Хотя у меня были попытки. Но каждый раз что-то мешало. В 2008 году – кризис. Когда у меня начал продаваться альбом в Англии, все инвестиции оказались потрачены зря. А сейчас мне уже не 16, и начинать в 32 странно. Но я двигаю потихоньку эту историю. Может быть, когда-то и это выстрелит.

– Идеальная семья – какая она для вас?

– Дружная, здоровая, счастливая. Большая. У меня прекрасная семья.

НАТАЛЬЯ БОБРОВА

•ЗНАЙ НАШИХ!•

Варя Ивлева, звезда «Ютьюба»

А так действительно бывает: заснула маленькой девочкой – проснулась знаменитой. С 4-летней Варей Ивлевой из Шуи Ивановской области, читающей стихи в интернете, это и приключилось. Миллионы пользователей смотрят ее моноспектакли, смеются и плачут, сопереживая артистке с такой силой и искренностью, что и звезды сцены позавидуют. А прочитанная накануне Дня Победы «Баллада о матери» просто взорвала виртуальное пространство – от Москвы до Америки и Австралии. Откуда же такой талант?

В старом микрорайоне Шуи, где обитает семья Ивлевых, пейзаж далек от поэтического. Напротив их хрущевки – покосившийся бревенчатый дом с пустыми глазницами окон. Может, лет сто назад купец жил... Чуть дальше – ряд таких же облезлых, но обитаемых построек. Из подвала, где поселились цыгане, несутся разухабистые шлягеры...

А вот и Варя. Я сразу узнала ее, когда из подъехавшей легковушки вышли мужчина лет 60 и малышка в плащике. Дедушка улыбается: «Ну давай, внучка, веди корреспондента в гости». По пути на третий этаж мы с ней уже вовсю болтали. Варя похвасталась новой игрушкой, разулыбалась. Ну обычный ребенок, никакого вундеркиндства? Так да не так. Уже в квартире, сидя за столом с родителями Анастасией и Иваном Ивлевыми, я поразилась, с каким подчеркнутым уважением они обращаются к дочурке: ни сюсюканья, ни суеты, ни показательной строгости – как с ровней. Пока Варе было интересно, она сидела за столом. Но пошли совсем уже взрослые разговоры – и девочка ушла к своим игрушкам.

Родители Вари – тоже люди творческие. Иван с Анастасией создали в Шуе танцевальную школу – вполне, кстати, успешную: ученики участвуют в международных соревнованиях, привозят награды. Да и познакомились-то Иван и Настя на танцплощадке: еще в школе занимались в кружке, и однажды их поставили в пару плясать барыню. Вот и дотанцевались до семьи. Мечтают о домике в деревне, но сейчас дел много, и переехать пока не получается.

Рождение ребенка планировали со всей ответственностью. За три года до зачатия взяли обет: ни грамма алкоголя. Маленькую Варю закаляли, обливали холодной водой и растирали снегом, едва та научилась ходить. Сами ведут здоровый образ жизни и других за собой зовут. Иван, к примеру, выступает с лекциями, демонстрирует школьникам фильмы о пользе спорта и вреде алкоголя, табака и наркотиков. «Мы хотим дать людям вкус чистой жизни, – объясняет Иван. – Радость человеку приносит не пьяный угар, а развитие своих способностей, дружба и любовь».

Дочку они в садик не отдали. Та с двух лет с родителями не только дома, но и на сцене – танцует, поет, декламирует стихи. А с недавних пор участвует в благотворительных концертах наравне со взрослыми артистами. «Скучать и ей, и нам некогда!» – улыбаются родители.

Как разучивает стихи Варя? Их ей читают перед сном, несколько дней подряд. Не заставляют пересказывать, пока сама не захочет. Родители вообще поначалу испугались, после того как Варя в полтора года заговорила вдруг сложными предложениями. А стихи вообще схватывает на лету – но только если они ей нравятся. Ко всем этим «не утонет в речке мячик» она равнодушна, зато к серьезной, взрослой поэзии тянется не по-детски. И теперь в ее репертуаре и Ахматова, и Высоцкий, и Евтушенко. Вы только послушайте, как читает она евтушенковские «Идут белые снеги...» – мороз по коже! Варя не только легко запоминает тексты, но и – вот чудо! – вполне понимает, о чем речь, сама проживает строку за строкой. И никто ее этому не учил, все вроде само получилось.

Родители давно начали снимать на «мыльницу» удивительные выступления дочки. Долго никому не показывали, не хотели выкладывать в интернет. Дедушка настоял. И молодец! Теперь миллионы людей, причем не только в России (есть отклики из Австралии, Америки, Канады), имеют возможность порадоваться душой, погреться в лучах этого «солнышка», как называют Варю в соцсетях.

«Баллада о матери» Андрея Дементьева в Варином исполнении – отдельная песня. Как может девочка так чувствовать и материнское горе, и тяжкую ненависть к войне? Никто этого объяснить не может, даже родители. Они уверяют, что никогда не читали Варе книжек о войне. Но... Дядя Настиного папы Анатолий Карасев защищал Брестскую крепость. Другой дядя, Иван Карасев, был партизаном, вернулся с войны инвалидом. Есть в роду и погибшие, и без вести пропавшие. Так, может, незримая связь между нами, нынешними, и теми, кто за нас когда-то сражался, действительно существует?

МАРИНА КУКЛЕВА

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

•ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ•

Товар встречают по одежке

Цвет и упаковка товара создают настроение и желание покупать, считают ученые. Исследования, которые проводились во многих странах, выявили следующую закономерность: на долю зрительного восприятия цвета приходится только 20%, а за оставшиеся 80% отвечает нервная система, которая дает настроение. Зная это, находчивые производители стараются прив­лечь внимание к своему товару.

Недавно у пудингов австрийской фирмы HAAS появилась новая упаковка с необычным дизайном. Креаторы проанализировали пожелания российских потребителей и пришли к заключению: многие не покупают десерт не потому, что он им не нравится, – они просто не замечают его на прилавках. Дизайнеры решили сделать товар более заметным. Теперь на коробках можно увидеть зайц­а, изображенного на корпоративном логотипе фирмы.

Продумывая фирменную этикетку для нового сорта пива Neon Beer, которое производит компания «Балтика», дизайнеры сделали ставку на цвет, чтобы подчеркнуть достоинства пенного напитка. Ведь разработчики бренда тщательно подобрали ингредиенты и до деталей продумали рецептуру – в результате получилось легкое пиво с мягким вкусом. При выборе окончательного варианта этикетки специалисты также ориентировались на мнение потенциальных покупателей. Они провели потребительские тесты и выяснили, что новая стильная упаковка привлекает большинство респондентов – 74% опрошенных выразили желание купить и попробовать новинку.

Основные цвета, которые использовались в дизайне этикетки, – синий и черный. Психологи утверждают, что синий цвет успокаивает, а черный – сигналит о прекращении дневных дел. Кроме того, стильный и солидный черный в последние годы – в тренде. За счет продуманного дизайна с эффектом неонового свечения бутылка смотрится очень лаконично.

Мексиканский дизайнер София Энрикез в желании привлечь внимание покупателей пошла другим путем. Разрабатывая оригинальную упаковку для чая, она сделала акцент на форме коробки с чайными пакетиками. Привычную для восприятия покупателя коробку прямоугольной формы она заменила на упаковку кубической формы. Причем у коробки имелась треугольная грань, которая помогала удобно размещать ее на полках. Однако важно помнить: какой бы правильной с маркетинговой точки зрения ни была упаковка, главным остается качество ее содержимого. Впрочем, выбор остается всегда за покупателем.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВ

ТВ-ПРОГРАММА

•ВМЕСТЕ У ЭКРАНА•

Про страны, города и достопримечательности

Многие процессы на телевидении проходят незаметно для аудитории. Появляются новые программы, исчезают старые, но те, кто все еще остаются у «ящика», воспринимают метаморфозы безропотно. Между тем изменения в эфире объясняются не только идеологическими установками и даже не пресловутыми рейтингами, ТВ – это зеркало общества и его потребностей. Накануне сезона отпусков стало любопытно: а что там у нас с телепроектами для путешественников?

Еще лет пять-шесть назад на каждом крупном канале было по две-три программы про страны, города и достопримечательности. Стать ведущим подобной считалось верхом удачливости. Изо дня в день в кадре красовались длинноногие девицы, кокетливо болтая на фоне памятников и природы. Они так откровенно нравились себе в этих шикарных поездках, что явно были предтечей тотального увлечения селфи. Для разнообразия были на телеэкране и харизматичные мужчины, уводящие контент от гламура в сферу конкретных интересов. Теперь не то. У «федералов», да и то не у всех, осталось по одной программе для путешественников, причем идущих не в самое престижное время. Все же прочие ушли на платные тематические каналы. Туда же, где прописались детские передачи и большинство спортивных трансляций, по разным причинам не способные обеспечить высокую прибыль от рекламы.

В данном случае телевизионный процесс как раз и отражает то, что происходит на российском туристическом рынке. Давным-давно миновали времена «Клуба путешественников», когда наши невыездные граждане воспринимали каждый сюжет о загранице так, как сегодня воспринимают фоторепортажи американского марсохода: далеко, непонятно и недоступно. Прошли годы, когда все уже было можно, но интернета еще не было, и только телевидение могло сориентировать в бесконечном разнообразии заморских красот. Полюбуешься – и в турагентство, чтобы там подобрали то, что зацепило.

Со временем россияне, вошедшие во вкус познания мира, стали опережать предложения телевизионщиков. Теперь к нашим услугам столько всевозможной информации о загранице, что и освоить ее толком не успеваешь. В связи с этим и необходимость в соответствующих телевизионных форматах отпала. Что же в сухом остатке?

Ну, к примеру, «Непутевые заметки» на «Первом» – это некий рудимент. Или, если угодно, дань канала традициям. Такая же, как «Пока все дома» в своем сегменте. Красивые картинки, разные сентиментальные детальки, вроде кошечек, умывающихся на подоконниках, под интеллигентное мурлыкание Дмитрия Крылова – это привычная прелюдия к воскресному эфиру, но отнюдь не программа для целевой аудитории.

«Россия. Гений места», начавшая выходить на «России 1», – всего лишь слабая попытка повторить успех практически одноименной программы Петра Вайля. Есть еще «Их нравы» на НТВ, но и они кажутся малоактуальными.

Пожалуй, единственной программой данной тематики, способной принести какую-то информационную пользу, является «Орел или Решка», которую делают украинские коллеги. Она транслируется на нашей «Пятнице», канале, пусть и небольшом, но достаточно раскрученном среди молодежной аудитории.

В чем успех проекта, выдержавшего несколько сезонов? А в том, что он отвечает на главный вопрос большинства любителей странствий: сколько мне это будет стоить и на что я за эти деньги вправе рассчитывать?

Перед очередным вояжем пара ведущих программы (а их сменилось несколько) бросает монетку. Одному выпадает жребий провести два выходных дня в чужой стране на 100 долларов, другому – на неограниченную сумму, предоставляемую золотой банковской картой. Высаживают обоих в аэропорту, а дальше каждый действует в меру возможностей и воображения. Или ты едешь на шикарном лимузине в президентский номер дорогого отеля, или на автобусе добираешься до захолустного хостела. Устроившись, опять-таки в соответствии с возможностями, определяешь места, где будешь обедать, выбираешь достопримечательности, которые хочешь увидеть, прикидываешь набор сувениров, которые намерен приобрести.

И не факт, что обед в забегаловке, посещение недорогого музея и покупка на блошином рынке окажутся менее интересными, чем ужин с лобстером и коллекционным вином, прогулка на яхте с морской охотой и приобретение дорогого украшения в ювелирном магазине. Каждому, как говорится, свое. И уж зрителю, хорошо знакомому с содержимым своего кошелька, решать, что ему предпочтительнее.

Что очень важно, каждая трата ведущих – от съеденного на улице мороженого до шампанского и фруктов в номер – фиксируется на экране: на это ушло столько-то, на это столько-то. Очень полезная передача, словом. Особенно во времена кризиса.

Да и вообще следует обратить внимание на то, что все более популярными на ТВ становятся программы, дающие реальные советы, а не абстрактные уроки, преподносимые самовлюбленными ведущими, или просто красивые картинки. В этом заключается, к примеру, успех мирового реалити-шоу «Взвешенные люди» для желающих похудеть, которое идет сейчас на СТС.

СЕРГЕЙ БЕДНОВ

ИСТОРИИ

•ДВЕ СУДЬБЫ•

Мальчик Юра и Хельга Геббельс

На фестивале в Севастополе победил яркий антивоенный фильм

В городе-герое Севастополе завершился ХI фестиваль «Победили вместе», посвященный 70-летию Победы. В киносмотре приняли участие порядка 80 документальных и телевизионных лент. К сожалению, не все из них соответствовали заявленной теме. Как вписался в фестиваль военного кино фильм «О девочках, женщинах и птичках», что делали в конкурсе ленты о питерском клоуне, белорусском бездомном художнике, екатеринбургских рок-музыкантах etc.,– это для многих осталось загадкой. Жюри под председательством шведского режиссера Гуниллы Брески пришлось сильно постараться, чтобы не утонуть в этом хаотичном нагромождении плохо отобранных картин. В итоге победителем в конкурсе документального кино был назван фильм «Дневники не моего детства». Эта серьезная работа заслуживает того, чтобы рассказать о ней подробнее.

Вскинутые в нацистском приветствии руки. Летящие на мирные города и села бомбы. Пылающие русские избы. Сотни, тысячи трупов, которые солдаты вермахта привычно сваливают в ров... Шоковыми хроникальными кадрами начинается фильм, а за кадром звучит раздумчивый голос от автора: «Уже третье поколение рождается после страшной войны, названной Великой Оте­чественной. Третье поколение счастливых людей, не переживавших этот кошмар. Как рассказать им, что это было? И как рассказать о том, почему об этом вообще надо рассказывать? Кажется, мы нашли способ...»

Сценарист Галина Шергова и режиссер Валерий Харченко и впрямь нашли точный сюжетный, смыслообразующий ход: в трагическом контрапункте они соединили дневники дочери Геббельса, юной красавицы Хельги, и блокадные записи ленинградского школьника Юры Рябинкина – два разнополюсных мира, две непересекающиеся судьбы, накрепко спаянные войной.

В бесхитростных дневниках Юры Рябинкина – по сути, хроника блокадного Ленинграда, увиденная детскими глазами. Вот 22 июня началась война, дворники появились на улице в противогазах, это даже забавляет паренька. Вот 1 сентября отменили занятия в школе. Вот ввели продуктовые карточки. Вот мальчик не выдержал и отщипнул кусочек хлеба от пайки, не донеся ее в целости и сохранности маме и маленькой сестричке, и корит себя за это в дневнике. Вот все более изнурительные стояния в очередях за хлебом, крохотным кусочком масла, 12 граммами чая на человека в месяц. Вот битва на крыше дома с «зажигалками». И снова неотступные мысли о еде...

А дальше – хронология постепенного угасания от голода, холода, полного упадка сил. «Что же такое человек и его жизнь? Если из-за кучки авантюристов гибнут миллионы людей. Людей! Людей!» – то ли вопрошает, то ли кричит Юра в одной из своих последних записей (эти строки с некоторым эмоциональным перебором читает Алексей Смирнов). Дальше – страшный, предугадываемый финал: «Время тянется, тянется... Долго, длинно... О, Господи, что со мной происходит? И сейчас я...» На этом запись обрывается – вместе с такой короткой жизнью...

У 13-летней Хельги Геббельс – совсем иной жизненный антураж. Рано созревшая красавица окружена любовью родителей, ее будни согреты шелковым бельем, музыкой, танцами, чтением «Фауста». Наконец, вниманием возлюбленного, которому она дарит свой первый поцелуй. Хельгу, судя по всему, тщательно оберегают от вестей о войне – ее мысли связаны с отдыхом, морем, любовью. Но на дворе весна 1945 года, от грохота пушек не спрятаться даже в бункере. Русские танки уже в Берлине, и 2 мая Магда Геббельс просит немецких врачей... умертвить шестерых ее детей, в том числе и Хельгу. Назавтра советские солдаты найдут детские трупы неподалеку от покончивших с собой преступных родителей.

«Нет более неестественного сближения противоположных вещей на свете, чем война и дети», – писал поэт-фронтовик Александр Твардовский. А великий Достоевский отрицал мировую гармонию и всевозможные пути ее достижения, если это станет причиной хотя бы одной слезинки ребенка. Вторая мировая породила реки детских слез, в безжалостном огне войны сгорели миллионы детских жизней. Фильм Валерия Харченко, сотканный из тщательно отобранных хроникальных кадров и вполне уместных киноцитат из игровых военных фильмов («Иваново детство», «Летят журавли», «Освобождение», «Блокада», «Ладога»), наполненный музыкой Равеля, Малера, Грига, Шуберта, Глазунова, Дебюсси, становится приговором войне, ее немыслимой, бесчеловечной жестокости.

P.S. Жаль, что эта яркая и яростная антивоенная картина, уже снискавшая фестивальное признание, так и не пробилась на федеральные телеканалы. Если такого рода кино не показывать по телевидению в год 70-летия Победы, то где и когда его показывать?

ЛЕОНИД ПАВЛЮЧИК

СЕВАСТОПОЛЬ - МОСКВА

•СОБЫТИЕ•

Здесь жил «тунеядец», нобелевский лауреат

24 мая, в 75-й день рождения Иосифа Бродского, в Петербурге откроют музей-квартиру поэта. И... снова закроют для кропотливой музейной работы. В доме Мурузи, бывшем доходном доме (его можно назвать литературным – столько в нем сверкало имен поэтов Сереб­ряного века), создается долгожданный музей Бродского.

Именно отсюда, из «полутора комнат» (его собственное определение) опального поэта выслали в 1964 году на Север «за тунеядство», из этой квартиры уехал он в 1972?м за рубеж лишенным советского гражданства... Коммуналка №28, где жил Бродский, долго была в аварийном состоянии, как и весь дом. Ее удалось выкупить у собственников, отремонтировать и... разделить: одна из соседок нобелевского лауреата не согласилась покидать свое жилье ни за какие деньги. Ей предлагались прекрасные квартиры в том же районе, но она осталась при своих квадратных метрах и мнении: дескать, нечего превозносить тунеядцев...

И теперь, по словам писателя и друга поэта Якова Гордина, людям придется ходить в музей не через парадную дверь, а через черный ход, которым сам Бродский никогда не пользовался. Временную экспозицию покажут в день юбилея. А сам музей откроется позже. Государственных денег в квартиру нобелевского лауреата не вложено ни копейки. Первые комнаты были выкуплены на средства Альфа-банка, один из владельцев которого является поклонником творчества Бродского. Потом проявила инициативу Валентина Матвиенко – договорилась с «Татнефтью». Нашлись в Петербурге и частные спонсоры. Бюджетные средства предусмотрены только на будущее функционирование музея, который является филиалом музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Это, кстати, совсем недалеко от дома Мурузи, если идти по Литейному проспекту: Ахматова и Бродский соседи.

В музее Ахматовой уже начались поэ­тические чтения. В саду Фонтанного дома до конца июля планируются концерты, спектакли петербургских театров, показ фильмов о Бродском, вечера с лауреатами премии Бродского. Идет международная научная конференция исследователей творчества поэта. А вечером юбилейного дня на Новой сцене Александринского театра состоится творческий вечер с онлайн-трансляцией.

ИРИНА СМИРНОВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

•ЗДОРОВЬЕ•

Склероз? Не помню...

Память человека – странный механизм: что-то мы можем запомнить мгновенно и на всю жизнь, а какие-то вещи талдычим изо дня в день, но так и не можем усвоить. К тому же не секрет, что со временем память подкидывает неожиданные сюрпризы, когда человек, скажем, отлично помнит детали из детства и при этом без записной книжки не может сделать ни шагу. Разберемся, почему такое происходит.

Три основных вида памяти, которые давно определили медики, не дают человеку потеряться в потоке информации. Кратковременная память, как правило, ограничена по объему, такая информация, поступающая через органы чувств, хранится не более 30 секунд. Долговременная память, в свою очередь, разделяется на три больших блока: эпизодическая память на события жизни, семантическая память о явлениях мира, процедурная память, которая отвечает за приобретенные навыки. И, наконец, скользящая, которая хранит информацию ровно столько времени, сколько необходимо, а затем стирается (к примеру, выученные экзаменационные билеты).

Чтобы расширить возможности памяти и запоминать больше информации, нужно просто увеличить скорость мышления, а для этого, по мнению медиков, нужно правильно питаться, нормализовать мозговое кровообращение, проводить регулярные тренировки навыков запоминания и, конечно, высыпаться.

«Самая очевидная причина ухудшения памяти – травмы мозга, как непосредственно ушибы, так и кровоизлияния. Они неминуемо ведут к проблемам с запоминанием, – объясняет невролог Анна ШЕСТАКОВА. – Забывчивость может спровоцировать длительное депрессивное состояние, особенно если оно сопровождается нарушением сна. Еще одна распространенная причина, довольно актуальная в наше время, – увлечение диетами, которые ведут к дисбалансу поступления полезных веществ в организм, в первую очередь – углеводов, недостаток которых и приводит к ухудшению процессов памяти. И если причина именно в этом, то достаточно нормализовать режим питания, физических нагрузок и отдыха. К ухудшению памяти приводят также чисто психологические причины (нескончаемые стрессы и депрессии). Возможно, мысли человека заняты постоянным обдумыванием каких-то очень важных проблем, и концентрироваться на чем-то другом становится трудно, что и ведет к рассеянности».

Так что не всегда нужно бросаться в аптеку за лекарствами от плохой памяти. Определить причину возникших проблем, разумеется, должен специалист. В частности, невролог при осмотре может обнаружить то или иное неврологическое заболевание. «Анализ психического состояния проводится, как правило, по различным тестам неврологом, – вводит в курс дела врач. – Исследуются внимательность, воспроизведение, память, настроение, выполнение инструкций, образность мышления, письмо, счет, чтение. Плюс к этому для постановки окончательного диагноза пациент должен пройти полное обследование, включая компьютерную диагностику».

Кстати

Пять продуктов, которые улучшают память

Мед в этом списке на первом месте благодаря высокому содержанию легко­усвояемых углеводов и активных ферментов, которые снимают тревожность.

Гречневая крупа содержит много железа в легкоусвояемой форме, которое необходимо мозгу для концентрации внимания. Также богаты этим микроэлементом спелые гранаты, зеленые яблоки, черный хлеб (особенно бородинский).

Твердые сыры: в них есть кальций, который поддерживает активное состояние нервных окончаний и таким образом повышает скорость мышления, а также аминокислота триптофан – она помогает мозгу расслаб­ляться.

Рыба и морепродукты. В рыбе жирных сортов (семга, скумбрия, сельдь) много ненасыщенных жирных кислот омега-3. Они позволяют сосудам мозга дольше находиться в активном состоянии.

Имбирь содержит капсаицин – вещество, стимулирующее мозговое крово­обращение.

На заметку

Упражнения для тренировки зрительного восприятия

Игра в спички

Бросьте на стол пять спичек, запомните их расположение, потом отвернитесь и попробуйте с помощью других пяти спичек сделать такую же картину.

Римская комната

Суть метода в том, чтобы мысленно разместить нужную для запоминания информацию в хорошо знакомой комнате (в строго определенном порядке). Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.

ВИКТОРИЯ КАЛИНЕВИЧ

ИГРЫ

•ПОД ОБЛОЖКОЙ•

Избранные места из чужих писем и песен

Вадим Шефнер

«Сестра печали»

Автобиографическая повесть о судьбе ленинградских подростков, которым пришлось сражаться с врагом на фронте, о героических буднях города на Неве и армейском быте. В послесловии описан довоенный Ленинград, Финская война, начало блокады, самая тяжелая зима и Дорога жизни. Завершается книга стихотворением Вадима Шефнера, которое было напечатано в удостоверении к медали «За оборону Ленинграда».

Гузель Яхина

«Зулейха открывает глаза»

Еще одна суровая страница отечественной истории легла в основу этого яркого, не по-женски мощного романа. 1930-е, раскулачивание, хрупкая героиня из глухой татарской деревни подхвачена вихрем роковых событий, несущим ее в Сибирь, в тайгу, где трудно выжить, а еще труднее сохранить душу... Роман дебютантки оценили: он в претендентском списке самой престижной национальной премии «Большая книга». Что тоже уже успех!

Владлен Измозик

«Черные кабинеты»: история российской перлюстрации. XVIII – начало XX века»

В книге подробно рассказывается о тех, кому в Российской империи по долгу службы надлежало вскрывать частную и дипломатическую корреспонденцию и информировать министров, а порой и правителей. «Перлюстрация того времени – это не только извлечение из писем сведений о настроениях различного рода обывателей, не только отслеживание высказываний иностранных дипломатов. Вскрытие корреспонденции имело также целью не допустить нелегальную пересылку денег». Помимо официальной перлюстрации существовала еще «инициативная», незаконная, в том числе и из любопытства. Многие газетные публикации о перлюстрации появились после Февральской революции и открытия архивов департамента полиции.

Стефани Леду, Стефани Фраттини

«Пираты! Будни настоящих морских волков»

В красочном издании для подростков развенчиваются мифы о пиратах. И открывается, откуда эти мифы брались. Таким образом морские волки сбивали с толку авантюристов, готовых отправиться за кладами хоть на край земли. Кроме того, это народное творчество, вроде песен под гитару у альпинистов. Ведь азартные игры на борту были строго запрещены, вот и оставались культурные развлечения – песни и пляски... «Люди Флинта песенку поют...» Кое-какие из этих «песенок» интересны и в ХХI веке.

АЛЕКС ГРОМОВ

Все анонсы

Всего анонсов - 380

  «Труд-7» 17 июня 2016 г
   
  «Труд-7» 8 апркля 2016 г
   
  «Труд-7» 25 марта 2016г
   
  «Труд-7» 5 февраля 2016г
   
  «Труд -7» 22 января 2016г
   
  «Труд-7» 25 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 17 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 11 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 4 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 27 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 20 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 13 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 6 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 16 октября 2015г
   
  «Труд-7» 2 октября 2015г
   
  «Труд-7» 25 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 18 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 11 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 4 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 21 августа 2015г
   
 


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.