MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
среда,  20 января

Курсы валют ЦБ

Архив анонсов

RSS-поток анонсов RSS-поток анонсов

Выбор издания

ИД «Труд»

Медиа-кит

Новости

Свежие анонсы

Труд-7  17 июня
Труд  17 июня
Труд-7  8 апркля
Труд  8 апркля
Труд-7  25 марта 2016г
Труд  5 марта
Аргументы и факты  № 12
Аргументы и факты  №11
Труд-7  5 февраля
Труд  5 февраля
Труд-7  22 января
Труд  22 января
Труд-7  25 декабря
Труд  25 декабря
Труд-7  17 декабря


29.05.15

«Труд-7» 29 мая 2015г

   



КРУПНЫМ ПЛАНОМ

Лев Новоженов: «Телевидение – что-то вроде бешеного быка, который так и норовит тебя сбросить»

Есть ведущие, которые стали почти членами нашей семьи, настолько они знакомы и уютны телезрителю. Даже если мы их не так часто видим. И дело тут не только во внешних признаках вроде домашней кофты и мягко-ироничной интеллигентной манеры разговора. Нет, дело в самой личности. Лев Новоженов именно из таких. На каком бы канале он ни появлялся – всегда к месту. Сейчас его можно увидеть на ТВ-3 в программе «Х-версии. Другие новости» (она идет с понедельника по пятницу в 18.00) в неожиданном амплуа.

Лев Юрьевич, вы снова телеведущий?

– Меня так часто называют. Но у ведущего работа начинается, когда он входит в студию. А моей работе нет ни конца ни края. Я и редактор, и немножко продюсер, и сценарист. В обычной телевизионной практике эти служебные обязанности трудноразделимы. В данный момент на телеканале ТВ-3 в программе «Х-версии. Другие новости» выходит моя авторская колонка «Тайны жизни со Львом Новоженовым». Предложили вести этот проект очень симпатичные мне люди. Их интересы совпадают с моим человеческим и телевизионным форматом.

– Телевидение для вас – это прежде всего…

– …нестабильная структура. Программы открываются, закрываются, живут, болеют, умирают. Но, как пел Окуджава, «работа есть всегда, хватило б только пота на все мои года». Помните? Песня «Шарманка». Вот и я такой же шарманщик, который ищет контакта с людьми. Это мое призвание – общаться с людьми. И многолетняя привычка: я в журналистике уже 50 лет.

– Но не предполагали, что окажетесь именно в ящике?

– Это случайно получилось уже в довольно зрелом возрасте – мне было 46 лет. Первая половина моей творческой жизни прошла в печатной прессе. На авторское телевидение меня пригласил Дима Дибров. Тогда я был заместителем главного редактора в «Московском комсомольце». Мне было предложено создать информационную программу в рамках 4-го канала «Останкино» – так он тогда назывался. Того самого, на который вскоре пришла телекомпания НТВ. И было решено оставить мое «Времечко» в сетке.

Я особенно не бился за то, чтобы работать на ТВ, не обивал пороги. Это получилось само собой. Но попасть туда намного легче, чем удержаться. Телевидение – это что-то вроде бешеного быка, который так и норовит тебя сбросить.

– Еще говорят, что ТВ – это наркотик.

– Ну… И кино – наркотик. И литература – есть же графоманы. Я бы шире сказал: жизнь – это наркотик. Привыкаешь жить, и очень трудно отвыкнуть. А телевидение – это специфический наркотик. Там ведь самые красивые женщины. Как в театре, банке или кино. Впрочем, в 93-м кино не смотрели, оно пришло в упадок. Сейчас появились хорошие европейские режиссеры. Американское кино мне надоело, оно повторяется. А ТВ не просто теснит кино – оно стало второй реальностью. А для многих – первой. Просыпаясь ранним утром, многие включают прежде всего не свет, а телевизор.

– НТВ 90-х было уникальным. Это особая страница вашей биографии?

– Я оказался в нужное время в нужном месте. Среди лучших людей на лучшем канале. Чем очень гордился. Тех профессионалов до сих пор знают и помнят.

– Почему все-таки канал разогнали?

– Просто стала меняться страна. Да что там страна – весь мир поменялся политически, культурно, технологически. Появился интернет. Ветер истории свистел в ушах... И это движение продолжается. Сейчас все очень политизированы. Лайкнул – не лайкнул, друг – недруг, забанили – ушел сам. Это все отражение жизни.

– Сегодня старое НТВ невозможно?

– Это был знак времени. Шло крушение границ, барьеров. НТВ было по-настоящему европейским телевидением. Оно обогнало страну. Парфенов. Лобков. Киселев. Миткова… Но это был удивительно демократичный канал, при том что там работали интеллектуалы. НТВ показало, какой должна быть информация в идеале.

–Тоскуете по тем временам?

– Жизнь продолжается. Я вхожу в другой возраст. Уже не могу в таком режиме жить и работать – каждый день 4 часа прямого эфира. Возможность высказаться, которую мне предоставил телеканал ТВ-3, для меня очень важна. Я не замахиваюсь на то, чтобы нести свет истины, пасти народы. Но у меня есть сокровенные мысли и наблюдения, которыми очень хочется поделиться.

– ТВ-3 любит все загадочное, таинственное. А вы в каких отношениях с мистикой?

– В жизни много необъяснимого. Вот умерла Майя Плисецкая. А кто заметил, что она умерла в мае? Я считаю, что в имени зашифрована наша судьба.

– В чем отличие «Х-версий» от других информационных программ?

– «Х-версии» освещают те события, которые не попадают на большие каналы, занятые макрособытиями.

– Это аналитика или информация?

– Информации не бывает без аналитики. Способ подачи информации – это тоже аналитика. Моя 4?минутная колонка – попытка обобщения.

– Я запомнила сюжет об учительнице, которая «заказала» ученика. Вы сами темы выбираете?

– У нас коллективное творчество. Темы обсуждаем предварительно с редакторами и продюсерами.

– А сами смотрите телевизор?

– Мы живем в такое интересное время, что его можно смотреть на ходу, по гаджету. Даже больше слушать. Потому что телевидение стало разговорным. Ну а за рулем все-таки слушаю радио.

– Ведущий должен быть журналистом или артистом?

– В 90-е годы был упразднен институт дикторов ЦТ. Телеведущим стал журналист. А в конце 90?х подумали, что нужны медийные лица. И пошли актеры… Но не это принципиально. Вот когда на ТВ забыли, что страна – это еще и геологи, врачи, моряки, летчики, космонавты, случилось определенное взаимное отторжение – телевидения и аудитории. Сейчас вспомнили, наблюдается возвращение здравого смысла. Хотя до сих пор многие ведущие рассматривают гостя студии как инструмент для самовыражения. Приглашенный молчит, а телезвезда заливается. В этом смысле меня трудно назвать ведущим. У меня авторская колонка. Абсолютная журналистика. Другое дело, что ироническая. Это по моей специальности. Я ведь зарабатывал тем, что пытался вызвать у людей улыбку. Немножко порадовать их, а не расстроить.

– Отчего на нашем ТВ сегодня мало качественного юмора?

– Сделать ну о-очень смешную юмористическую программу очень трудно. То, что мы сегодня видим, – в основном западные форматы, эксплуатируемые нашим ТВ.

– А у вас как юмориста не было желания показать, как надо?

– Нет. В том жанре у нас другие звезды вроде Шифрина. А я все-таки журналист. Меня больше привлекает возможность что-то сказать напрямую, а не напяливать на себя комическую маску. То, что я делал на ТВ, – это всегда синтез, соединение серьезного и смешного, как в жизни. Вот люди спрашивают, почему пьесы Чехова называются комедией. Где там смеяться? Там же черт-те что происходит. Но человеку свыше дан этот дар – юмор. Как защитное средство от мрака и ужаса жизни. В Чехове, большом художнике, это соединялось, и движение от миниатюр Чехонте к пронзительным рассказам абсолютно органично и естественно.

Помните, у Чехова говорится о человеке с молоточком, который должен без устали ходить рядом с домом счастливых людей и напоминать им, что не все вокруг так благополучно? Но, думаю, нелишне и наоборот – время от времени напоминать людям, что не все так плохо и безнадежно, что уныние – большой грех. В общем, жива во мне такая установка – с сочувствием и все же улыбкой рассказывать о серьезных вещах.

– Лев Юрьевич, а чего вам не хватает сегодня на нашем ТВ?

– Не поверите, но мне абсолютно всего хватает. ТВ – это целый космос. Хотя… Очевиден дефицит восторга. Плохого больше, чем хорошего. Искусство должно окрылять, возбуждать, а этого не бывает много.

– А чего переизбыток? Ангажированности?

– Знаете, журналистика – такое ремесло… Она всегда кого-то обслуживает. И во времена Мопассана, написавшего свой знаменитый памфлет на газетчиков, и сейчас. Думаю, так не только у нас, но и в Америке, в других местах... Но, конечно, неприятно смотреть, как люди с громкими именами делают «джинсу», то есть явно заказные материалы.

– В 90-е люди верили, что от них что-то зависит.

– 90-е были более романтическим временем. Хорошо, что мы их пережили. Это как юность. Почему мы любим девушек? Они искренние, веселые. Потом уже превращаются в стерв и изменщиц… Была юность новой страны. Со старыми грезами, с греховным прошлым. Но наступила трезвость. И сейчас взрослому человеку трудно верить, что приедет принц на белом коне, станет президентом, и все заживут счастливо и богато. А в 20 лет мечтается хорошо... Я так это воспринимаю. Но жизнь движется. Посмотрим, что дальше будет. А будет, думаю, интересно. И трудно. А что, в 90-е легко было, что ли? Нам не привыкать.

– Кто-то из ваших детей пошел по журналистской линии?

– Нет. Сын уже 20 лет живет в Америке, занимается компьютерным обеспечением. А дочь – ученая дама, специалист по изобразительному искусству, преподает, пишет книги. Горжусь ею. Когда мне говорят, что я не очень в смысле интеллектуальности, всегда могу отбиться: зато у меня дочь умная!

НАТАЛЬЯ БОБРОВА

•НА ПОЛЯХ СОЦОПРОСА•

Аэропорты просят перекура

84% авиапассажиров выступают за то, чтобы государство вернуло в аэропорты курительные комнаты. На этом настаивают 95% курящих и, что более интересно, 76% некурящих. Лишь 9% пассажиров не согласны с тем, чтобы в терминалах вновь появились курилки.

Таковы данные опроса ВЦИОМа, который в эту среду был презентован на слушаниях в Общественной палате РФ.

Инициатором слушаний стала Международная ассоциация аэропортов, чьи юристы с тревогой отметили, насколько резко выросло количество жалоб на дым и грязь в туалетных комнатах после вступления в силу антитабачного закона. При этом, по словам начальника отдела по взаимодействию с органами госвласти ВЦИОМа Кирилла Родина, 91% респондентов в курсе ограничений на курение в аэропортах. «Это значит, что данная норма закона не работает», – заявил Родин.

С ним согласен член Общественной палаты политолог Сергей Марков: «Все видят, что закон систематически нарушается. Считаю, что сегодня мы должны согласиться с возвратом в аэропорты курительных комнат, потому что пока люди не готовы к их запрету».

В действительности дело тут даже не в готовности или неготовности людей. Такова специфика аэропортов: попав в так называемую чистую зону, человек вынужден оставаться в ней до самого вылета. Бывает, рейсы задерживаются. Бывает, время между транзитными рейсами составляет несколько часов. И в этой в буквальном смысле безвыходной ситуации курильщик вынужден преступать закон. Возле каждой туалетной кабины полицейского не поставишь, а в результате свою порцию дыма невольно получают все, в том числе дети и подростки.

Экономическую сторону проблемы осветил ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. По его словам, без курилок московский авиаузел проиграет борьбу за транзитных пассажиров, летящих из Европы в Азию. «Если человек 11 часов летел из Китая и не нашел курилку при пересадке в Европу, в следующий раз он через Москву просто не полетит. Он выберет турецкий или финский узел, где есть прекрасные курительные комнаты». Потери российских авиаперевозчиков, по мнению эксперта, могут составить миллиарды долларов.

На этом месте модератор слушаний первый зампред Комиссии по поддержке молодежных инициатив Султан Хамзаев призвал высказываться не только сторонников возврата курилок, но и противников. Таковыми оказались представители Минздрава, чья позиция выглядела просто удивительной. Сначала они... попытались опроверг­нуть данные опроса ВЦИОМа.

Когда это не получилось, начали говорить, что курилки нельзя открывать потому, что сигарета вовсе не снижает уровень стресса перед полетом, как принято считать. Напротив, она повышает возбуждение организма (следуя этой логике, можно предположить, что завт­ра Минздрав запретит пить в аэропортах чай и кофе, ведь в них содержится кофеин). А под конец вообще договорились до того, что тема о необходимости возврата курилок в аэропорты проплачена международными табачными корпорациями.

Если не относиться всерьез к этой «теории заговора», можно констатировать, что проблема действительно назрела. Это признают даже законодатели: по словам председателя думского комитета по здраво­охранению Сергея Калашникова, «за два года (действия антитабачного закона. – «Труд») мы уже можем обобщить опыт и сказать, что немного перегнули палку».

Как именно ее будут выгибать дальше, станет понятно уже скоро – Гос­дума собирается рассмотреть поправки к закону в июне.

ЮРИЙ РЯЖСКИЙ

•БОРЬБА ИДЕЙ•

Байкеры не догоняют

Квартирный вопрос способен испортить многих. Предводитель байкеров мотоклуба «Ночные волки» Хирург (в миру Александр Залдостанов) не стал исключением. И вот уже некто затянутый в кожу надрывается на парадном крыльце Заксобрания города-героя Севастополя: «Чалый! Тебя Хирург вызывает на дуэль. Ты получишь ответ на всю твою ложь и некомпетенцию».

Дуэль, о которой шумел секундант Хирурга, пока предполагается словесная, в информпространстве. Но тональность в ней уже задана с первых слов. «Ложь» и «некомпетенция» – это в адрес народного мэра Севастополя Алексея Чалого, который год назад ввел Севастополь в российскую гавань. А вот кто такой Хирург – тут общественное мнение разделилось. Причем далеко не в равных пропорциях: в недавнем голосовании на солидном сайте позицию Чалого в этом конфликте поддержали 94%, а Хирурга – 6%. На ринге при таком соотношении бой прекращается, а потерпевшего уносят на руках...

Итак, «волки» обиделись на мэра Севастополя за то, что тот приостановил процесс выделения байкерам элитного участка земли на Ялтинской трассе. Лакомые 2,7 кв. км находятся в районе горы Гасфорта, на выезде из Севастополя в сторону Ялты, рядом с Балаклавской долиной. Прежде территория принадлежала украинскому олигарху Вадиму Новинскому (который, кстати, разрешал «Ночным волкам» проводить тут свои байк-шоу). Позже местные власти землю у олигарха забрали из-за неправильно оформленных документов. А 12 мая было объявлено, что участок передается в аренду «Ночным волкам» для создания развлекательно-познавательного парка. Но с объявлением поторопились.

Да, во времена «крымской весны» «волки» стояли в рядах защитников полуострова. Их лидер напрямую общался с президентом России, Владимир Путин даже катался на шикарном харлее в обществе Залдостанова у горы Гасфорта летом 2012 года. Наконец, на 70?летие Победы именно Хирург и Ко пытались организовать мотопробег по Европе, вызвавший шумную реакцию Запада.

Но, видимо, этих аргументов недостаточно при решении «квартирного» вопроса. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло приостановил оформление земли, заявив, что хотел бы сначала увидеть «проработанную концепцию размещения спортивно-патриотического центра». А председатель городской комиссии по градостроительству и землепользованию Вячеслав Горелов напоминает: не был проведен анализ воздействия будущего проекта на природно-ландшафтный и историко-археологический памятник – гору Гасфорта. Есть вопросы и у депутатов Законодательного собрания. Например, о перспективе сохранности водохранилища в этом же районе. Депутаты приняли постановление, в котором предложили правительству прекратить договор байк-аренды.

В общем, лакомый кусок стремительно уплывает из рук. А тут еще Алексей Чалый заявил, что нужно разработать концепцию развития территории в районе горы Гасфорта и провести публичные слушания...

Это и вызвало бурное негодование парней Хирурга, явно привыкших за последние годы получать все и сразу. Кстати, еще один клуб «Ночные волки», который базируется в Москве, попал в зону строительства парламентского центра. Но московские власти уже заверили байкеров, что им выделяют драгоценную землю по соседству с гребным каналом в Крылатском. Не все там, конечно, обрадуются такому шумному соседству, но вопрос, похоже, решен.

В Севастополе же «волкам» предложили поучаствовать в конкурсе. «Мотоклуб в соответствии с законодательством имеет право подготовить проект, пройти общественные слушания и выиграть конкурс, – пояснил Алексей Чалый. – Наша позиция в отношении горы Гасфорта такая же, как и в отношении других гор и долин Севастополя: должен выполняться местный закон. Кроме того, должны отслеживаться стратегические интересы города, особенно по такому крупному и уникальному объекту...»

Логично? По закону? Но байкеры, похоже, не догоняют, при чем здесь закон.

ОЛЕГ ЗАДОРОЖНЫЙ

•ФЕСТИВАЛИ•

«Гражданин» и другие неофициальные лица

В Москве завершился фестиваль польского кино «Висла». Зрители, что называется, висели на люстрах

Основной фестивальной площадкой стал кинотеатр «Пять звезд на Павелецкой», где в разных залах с утра до ночи шло польское кино, некогда столь популярное у нас. В эпоху застоя не без труда прорывавшиеся к нам острые, смелые фильмы Анджея Вайды, Кшиштофа Занусси, Ежи Кавалеровича, Анджея Мунка, Кшиштофа Кеслевского несли правду, подчас тревожную, горькую, о социальных потрясениях и духовных исканиях наших соседей, с которыми мы переживали общую, нередко драматичную послевоенную историю.

После распада Советского Союза и последовавшей за этим ломки отечественного кинопроката польское кино на добрые четверть века ушло из нашего культурного и духовного обихода. А вернулось только благодаря фестивалю «Висла», который с энтузиазмом, достойным искреннего восхищения, вот уже в восьмой раз проводит в Москве и ряде других городов дружная и красивая чета в лице Петра и Малгожаты Скульских – польских патриотов и при этом больших друзей России. В ноябре в Варшаве, а затем по всей Польше пройдет ответный фестиваль российского кино «Спутник», который традиционно соберет тысячи заинтересованных зрителей.

Залы в московских «Пяти звездах» тоже были полны все эти дни. И польское кино на поверку не разочаровало ни зрителей, которые на многих сеансах висели, что называется, на люстрах, ни профессиональное жюри, которое состояло из российских кинокритиков и в состав которого входил кинообозреватель «Труда». Всего на фестивале было показано порядка 70 фильмов. Конкурсная программа, состоявшая из 12 полнометражных лент, порадовала жюри высоким качеством, жанровым и стилевым своеобразием. В ней нашлось место и тонкой мистической драме «Тело» в постановке Малгожаты Шумовской, уже завоевавшей «Серебряного медведя» в Берлине, и талантливо придуманной и душевно снятой современной сказке «Сердце, сердечко» Яна Якуба Кольского, удостоенной награды американских критиков на фестивале польского кино в Чикаго, и яростному антиалкогольному памфлету «Песни пьющих» в постановке Войцеха Смажовского, собравшему гроздь наград на национальном кинофестивале в Гдыне, и молодежным драмам «Карт-бланш» Яцека Люсиньского и «Обещание» Яны Козеяк, погружающим в будни современной польской школы.

Кстати, героями польских фильмов часто становятся учителя, врачи, ветеринары, заводские рабочие, кассиры супермаркетов, повара, водители такси, архитекторы, то есть обычные люди, а не только патентованные злодеи или ночные бабочки (куда же без них!), и это рождает доверие зрителей к своему кино. Так, фильм «Боги», рассказавший о кардиохирурге Збигневе Религе, который вопреки скепсису коллег, бюрократическим препонам и собственным сомнениям провел первую в Польше удачную пересадку сердца, стал настоящим хитом польского экрана. Этот внешне скромный, но талантливо, с любовью к своему герою сделанный биографический фильм целых четыре месяца держался в лидерах польского кинопроката. У нас, замечу для сравнения, век фильма в прокате исчисляется двумя-тремя неделями. И здесь нам есть чему поучиться у польских прокатчиков. Как, впрочем, и умению режиссеров обходиться при постановке фильмов разумными бюджетами. Сметы большинства польских фильмов укладываются в 1–2 млн евро, а наши рассказы про российские блокбастеры стоимостью 35, а то и 50, 90 млн долларов вызывают у поляков священный ужас. Для них такие цифры за гранью понимания.

Возвращаясь к фильму «Боги», открою секрет: эта работа Лукаша Пальковского долго котировалась у нашего жюри в качестве основного претендента на профессиональный приз «Слон». Но этой яркой картине в итоге заслуженно достался приз зрительских симпатий, который был разделен с фильмом «Карт-бланш», рассказывающим о взаимоотношениях талантливого педагога и его учеников. Так что наши зрители выше всего оценили фильм про врачей и учителей – отметим этот симптоматичный момент! А наше профессиональное жюри присудило «Слона» фильму в постановке Ежи Штура, которого многие на постсоветском пространстве знают и любят по ярким комедийным ролям в фильмах «Секс-миссия», «Кингсайз», «Ва-банк», но который в последние 20 лет проявил себя еще и как яркий режиссер, звезда европейского авторского кино, чьи фильмы получают призы на крупнейших мировых кинофорумах.

Его новый фильм «Гражданин» снят в редчайшем жанре трагифарса. Через судьбу простого обывателя, не причинившего никому зла, но и не совершившего ни одного значимого деяния, которого, как жухлый лист, носит ветер перемен, режиссер прослеживает польскую историю на протяжении последних 50 лет. И делает это без трагического пафоса, а с иронической улыбкой, иногда даже с легкой издевкой. Поляки, как, наверное, и все нации на свете, не очень любят видеть себя в ироническом свете. Поэтому фильм вызвал в Польше полемику, а некоторые горячие головы потребовали даже, чтобы Ежи Штур покинул свою родину, якобы им оклеветанную. Но право режиссера на собственное видение истории отстояли польские коллеги, присудившие Ежи Штуру специальный приз на национальном кинофестивале в Гдыне, а также зрители, валом повалившие на этот остроумный и просто умный фильм. Потом были призы в Америке и Австралии, громкие премьеры «Гражданина» практически во всех европейских столицах, а теперь вот – закономерный триумф в Москве.

Жаль, что этот яркий фильм, как и ряд других талантливых и человечных польских лент, можно увидеть только на фестивале. Польское, как, впрочем, и чешское, болгарское, румынское, венгерское, сербское кино давно уже не появляется в российском прокате. А ведь кинематографии Восточной Европы могут сегодня похвастаться и фестивальными победами, и громкими прокатными победами. Фестиваль польского кино «Висла», который показал, с одной стороны, черно-белую оскароносную «Иду», а с другой – ряд прокатных хитов, сполна доказал это.

ЛЕОНИД ПАВЛЮЧИК

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «ТРУДА»

ТВ-ПРОГРАММА

•ВМЕСТЕ У ЭКРАНА•

С Днем вашей защиты, дорогие дети!

Первый канал продолжает показ сериала «Взрослые дочери». Очень достойная работа, надо сказать, хорошие актерские работы. Однако ее начало навело и на грустные размышления. Почему, если в первых эпизодах отечественных сериалов появляется счастливая семья – любящие родители, прекрасные дети, то в следующих она оказывается разрушенной? Это прямо как ружье у Чехова, которое непременно должно выстрелить. Почему маленькие герои у нас обязательно страдают? Теряют папу или маму. Или вообще всю родню. Оказываются в детдомах и на улице. Их крадут, берут в заложники, ими шантажируют. Уж не провести ли нам грядущий День защиты детей под лозунгом «Сценаристы, руки прочь от подрастающего поколения!»?

Впрочем, это, конечно, шутка. Речь-то идет о мелодрамах. И неважно, с каким определением – криминальная, детективная или какая-нибудь еще. А в мелодраме кто-то непременно должен страдать, чтобы зрителю было кому сочувствовать. И дети в этом смысле – очень подходящий объект.

Среди сериалов только нынешнего года, где есть нечто подобное, можно назвать следующие: «Сказки мачехи» и «Осколки счастья», «Ника» и «Ненавижу и люблю», «Останься навсегда» и «Поделись счастьем своим», «Весной расцветает любовь» и т.д. Если же взять последние лет пять – то в список войдет больше сотни названий.

Справедливости ради уточним: как правило, все заканчивается хорошо. Пройдя тяжкий путь испытаний, несчастные детки вновь обретают любящих людей и покой. Ну или в крайнем случае вырастают и начинают мстить тем, кто отнял у них счастливое детство.

В тех же «Взрослых дочерях», к примеру, главный герой, бывший «афганец» и милиционер, отец шести дочерей, любимый беременной в седьмой раз женой, в силу трагического стечения обстоятельств вынужден был бежать за границу и провести там долгие годы. А когда вернулся, узнал, что жена давно умерла при родах. И теперь – на наших глазах – он пытается восстановить отношения с выросшими без него детьми. Процесс этот, происходящий к тому же на фоне криминала, сложный, трогательный. И очень правдоподобно изображен авторами сериала. Но так бывает не всегда. Стараясь выбить из зрителя слезу, сценаристы прогоняют своих юных героев через такие круги ада, что только диву даешься.

Но и пафосное восклицание «да где вы в жизни такое видели?!» в данном случае абсолютно неуместно. Еще как видели! По крайней мере, те, кто любит смотреть социальные ток-шоу «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Говорим и показываем» и др.

Вот, к примеру, темы нескольких выпусков программы «Говорим и показываем» за последнее время: «Табуретом по дочери», «Дети на цепи», «Ненужные дочки», «Один дома в 1 год и 9 месяцев», «Уморила голодом». Но особенно потряс зрителей выпуск с говорящим названием «Родила и утопила», во время которого неясно было, главным образом, одно: что его героиня делает в студии, когда ей место в СИЗО или в психушке?..

Конечно, программа эта имеет возрастное ограничение «16+», но идет-то она в 18.00, вполне детское время. Да и кто смотрит на эти цифры? Разве что контролирующие органы.

Таким образом, мы плавно перешли от сюжетов художественных к правде жизни. А один из постулатов этой правды гласит, что детям от телевидения нет никакой пользы, кроме вреда. И к ожирению-то склонны чада, проводящие часы перед экраном, и в эмоциональных проявлениях менее развиты. Это уж не говоря о моральном вреде.

Нельзя сказать, что телевизионщики совсем уж не заботятся о детях. Они создают для них специализированные телеканалы, придумывают разные развлекательные и образовательные передачи. Тут вот телерадиокомпания в одном из крупных уральских городов запустила проект под условным названием «детский Comedy Club». Вот что говорят о новом зрелище его организаторы: «Режиссер Екатерина Рейш решила произвести революцию в телевидении для детей, предложив нам совершенно новую концепцию шоу для юных талантов. Формат – классический сольный стенд-ап, в роли комиков – юные исполнители. Для каждого артиста сценаристы пропишут индивидуальные образы, которые пока держатся в строгом секрете. Характеры будут достаточно понятны и близки детям: школьный хулиган, принцесса-кокетка, ботаник».

Черт его знает, может, из всего этого и получится классная штука. Но, вспоминая главные темы, на которых построен, так сказать, взрослый Comedy Club, почему-то начинаешь опасаться грядущего «детского «Дома-2».

Одна надежда – на депутатов. Ни одной сессии не проходит, чтобы они не озаботились влиянием телевидения на неокрепшие детские умы и уязвимую психику. Вот и на днях правительство Российской Федерации поддержало думскую идею о создании патриотического телеканала для детей и молодежи. По словам депутата ГД Виктора Водолацкого, Министерству образования и науки РФ дано поручение сформировать рабочую группу по созданию подобного телеканала. В ближайшее время специалисты займутся подготовкой конкретных предложений «по вопросам правильного ведения информационно-патриотической работы с подрастающим поколением».

Надеюсь, специалисты знают, чем можно привлечь к этому самому каналу внимание вышеупомянутых школьных хулиганов, принцесс-кокеток и ботаников.

Финансирование, разумеется, предполагается бюджетным. Что на фоне дружного стенания телевизионного топ-менеджмента по поводу отсутствия средств на качественное ТВ кажется особенно трогательным.

СЕРГЕЙ БЕДНОВ

ИСТОРИИ

•ПОДШИВКА•

Про счастье, которое рядом

Послесловие к одной так и не опубликованной в «Труде» статье легендарного академика Петра Леонидовича Капицы

Совсем недавно Владимир Путин, вручая награды в Кремле, заговорил о... счастье: «Конечно, очень важно получать удовольствие от жизни. Вот такие люди, как вы, – они занимаются любимым делом и добиваются выдающихся результатов. И вот это и есть счастье...» Кстати, опросы ВЦИОМа утверждают, что 75% граждан России считают себя счастливыми. Хотя счастье – такая хрупкая материя...

Вот и мне однажды посчастливилось беседовать о том, что такое счастье, с легендарным академиком, лауреатом Нобелевской премии в области физики Петром Леонидовичем Капицей, работавшим одно время в Англии, у Резерфорда (академик – отец «телевизионного» Капицы). Выдающийся ученый с мировым именем, почетный доктор 11 зарубежных лабораторий, дважды Герой Соцтруда, человек-легенда, он не разменивался на сиюминутные интервью. Многие редакции пытались уговорить его написать статью для газеты, но, как правило, безрезультатно. Я тоже не один год обхаживал Петра Леонидовича. И вот как-то на очередном собрании Академии наук в московском Доме ученых я подошел в перерыве к Капице и вежливо напомнил, что «Труд» ждет не дождется «вещего слова известного ученого».

«За вещим словом – это не ко мне», – с ходу срезал меня академик. «Да я вообще-то имел в виду перспективы физики, а кто лучше ученых может об этом рассказать?» – попытался я отразить удар. «Мне кажется, людям намного интереснее узнать, как будут они жить завтра и послезавтра, вырастет ли их достаток», – продолжал давить Капица. А я и не пытался спорить. С готовностью принял его тезис: «Да уж, отстаем мы от развитых государств, до счастливой жизни нам далековато...» «А что такое счастливая жизнь? – неожиданно спросил академик и кинул на меня острый, чуть насмешливый взгляд. – Вот, например, Швеция по уровню жизни занимает одно из первых мест в мире. Отдельная квартира или домик, машина, у многих – моторная лодка или яхта. Казалось бы, страна счастливых людей. Но вот другой факт: именно Швеция занимает одно из первых мест в мире по числу самоубийств. Выходит, не так уж счастливы шведы. Всего добились, стремиться не к чему... А у нас постоянно надо решать какие-то большие или незначительные проблемы. Даже по мелочам. Втиснулся утром в троллейбус – уже радость. Получил жилье – просто счастье... Нет у наших людей времени на хандру – надо преодолевать трудности. Тут уж не до суицида. Так что в жизни все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд...»

Академик Капица в разговоре напоминал блестящего шахматиста, который, играя белыми, доводит партию почти до победы, а потом вдруг разворачивает доску и уже черными фигурами спасает проигрышную позицию, вновь захватывая инициативу. В той нашей беседе в Доме ученых Петр Леонидович мастерски пользовался этим приемом. Как только я произносил: «Да, вы правы, здесь спорить трудно», – академик тут же находил контрдоводы, опрокидывающие его же собственные утверждения, с которыми я десять секунд назад опрометчиво согласился. По-моему, ему нравилось «погонять» молодого журналиста.

Думаю, ученый заметил мои растрепанные чувства. Слегка прищурившись, он улыбнулся. Не питая особых надежд, я все-таки задал тот вопрос, ради которого и подошел: «Петр Леонидович, неужели я вернусь в редакцию «Труда», имеющего многомиллионный тираж, с пустыми руками?» Академик помолчал, словно размышляя, можно ли со мной и с газетой иметь дело. И вдруг сказал: «Есть у меня кое-что. Вот статья про Байкал. Только вы же ее не напечатаете...» И достал из внутреннего кармана пиджака несколько сложенных листков с машинописным текстом.

Мне трудно было поверить своему счастью! Только и смог произнести: «Напечатаем обязательно! И номер «Труда» с вашей публикацией сразу же пришлю в институт». После чего помчался в редакцию, благо ехать было всего шесть остановок на троллейбусе. По пути прочитал драгоценный текст. В нем ученый убедительно объяснял, почему в Байкал категорически нельзя сливать промышленные отходы. «Славное море» действительно является феноменальным биофильтром, производящим чистейшую питьевую воду (на это напирали и промышленные лоббисты – мол, Байкал сам все очистит, так что не о чем тревожиться). Но в природе, предостерегал академик, очень часто устанавливается такое точное биологическое равновесие, при котором малейшие посторонние факторы могут фатально нарушить баланс, и тогда последствия могут быть катастрофическими. Свои мысли автор подкреплял расчетами. Между прочим, через много лет те давние опасения Капицы подтвердились. В июле 2010-го при погружении аппаратов «Мир» были взяты пробы донных отложений. В районе сброса стоков Байкальского ЦБК обнаружено чрезвычайно высокое содержание диоксинов, которые убивают живые организмы...

Статья Капицы, написанная понятным языком и поднимавшая архиважную проблему, обещала стать гвоздем номера. С этими листками я, экономя минуты, взбежал по крутой лестнице редакции и сразу направился к дежурному редактору. Сенсационную статью единодушно решили тут же поставить в номер. Но тут выяснилось, что текст никак не влезает в переверстанную полосу. Дежурный редактор стал уговаривать меня сократить строк 70–80. «Ребята, да вы понимаете, что это написал академик Капица? – возмущался я. – В статье совсем нет воды – только четкие факты и предложения. Сокращения обеднят статью. Ну зачем нам ссориться с Капицей?»

Спор наш разрешил главный редактор «Труда» Александр Михайлович Субботин. «Да ладно, не волнуйся ты так, – сказал он. – Дадим заметно, крупно в следующем номере. За день ничего на Байкале не изменится».

Я кожей чувствовал, что надо ковать железо, пока горячо, но... Назавтра статье Капицы отдали лучшее место на полосе, она стояла без «хвостов», крупный заголовок привлекал внимание. И все бы хорошо...

Пока не позвонил цензор и не сообщил будничным голосом, что утром в «инстанции» (то есть в ЦК КПСС) было принято решение никаких критических материалов по Байкалу не печатать в газетах, не передавать по радио и телевидению вплоть до особого распоряжения. Статья академика Капицы была снята из номера. Она, к сожалению, так никогда и не была опуб­ликована.

А счастье было так возможно...

ВИТАЛИЙ ГОЛОВАЧЕВ

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «ТРУДА»

•ЗДОРОВЬЕ•

Спасение для пяток

Сколько мучений от всевозможных хлястиков, бантиков и перепонок, которыми украшена летняя обувь! Особенно когда проходишь целый день, да еще по жаре, и натрешь кровавые мозоли. Иногда и обувь-то ни при чем – дело в индивидуальном строении стопы, с которым нужно считаться, чтобы избавить себя от страданий.

Мозоли обычно появляются в тех местах, где тесная или неудобная обувь сильно сдавливает стопу. Высокие каблуки также провоцируют неравномерную нагрузку на стопу и способствуют образованию натертостей и мозолей.

А вот при плоскостопии какую обувь ни надень, все равно есть риск натереть кровавые волдыри. Обычно по бокам ступни и между пальцами появляются неприятные болезненные натоптыши – это ороговевшие клетки кожи, которые наслаиваются друг на друга, превращаюсь в плотные образования. Причем пластырем или мазями, которые помогают снять сильную боль, тут не отделаешься. Только врач-ортопед сможет определить причину проблем и поможет подобрать правильные стельки или специальные ортопедические вставки в обувь.

Врачи советуют лечить мозоли самыми разными способами. Некоторые предлагают исключить из рациона цитрусовые, алкоголь, кофе, сахаросодержащие продукты, чтобы таким образом восстановить баланс полезных витаминов и минералов. Для профилактики образования мозолей рекомендуют использовать препараты, содержащие парафиновые и минеральные масла и специальные мази. Ванночки для ног обычно помогают тем, у кого повышенная потливость ног.

По словам врача высшей категории Евгения ТАРАСОВА, мозоли можно легко перепутать с подошвенными бородавками, которые также появляются в тех местах, где обувь плотно прилегает к ноге. Они, как и мозоли, бывают болезненными. Отличить мозоли от бородавок можно, хорошенько отпарив их в горячей ванне. «Твердые сосочки мозолей после такой процедуры размягчатся, а бородавки приобретут мохнатую поверхность», – объясняет доктор.

Кстати, врачи уверяют, что по месту расположения мозолей можно диагностировать некоторые болезни ее владельца. Например, если мозоль образовалась на подушечке стопы у самого основания четырех пальцев, это может говорить о проб­лемах с органами дыхания. Загрубевшая кожа по краям ступни свидетельствует о проблемах, связанных с позвоночником, огрубение у основания мизинца левой ноги – признак проблем сердечно-сосудистой системы, а ороговевшая кожа по краям пяток сигнализирует о возрастных изменениях в суставах.

На заметку

Рецепты от целителя Геннадия Малахова

Протрите картофелину на мелкой терке, выложите кашицу на плотную ткань и перебинтуйте ею мозоль на ночь. Утром сполосните ноги теплой водой и попробуйте соскоблить мозоль.

Сварите 100 г чернослива в 1 л молока, слегка остудите ягоды и теплыми прикладывайте к мозолям.

Разрежьте лист алоэ и приложите внутренней стороной к мозоли. Делать это лучше после ножной ванночки. Нужно закрепить листик пластырем и оставить на ночь. Повторять процедуру два-три дня, а потом удалить мозоль.

Народные рецепты

Справиться с потливостью ног поможет отвар коры дуба (1 часть травы на 10 частей воды). На каждый литр отвара нужно добавить 10 г спиртовой настойки прополиса и столовую ложку меда. Все тщательно размешать и в течение 10 дней делать теплые ножные ванночки примерно по 20 минут. Помогают также ванночки из коры ивы, корня кровохлебки, ольховых шишек или листьев орешника: две-три горсти любого сбора залить литром кипятка и настаивать 15–20 минут. Готовый настой разбавить теплой водой.

ВИКТОРИЯ КАЛИНЕВИЧ

ИГРЫ

•ТАК И ЖИВЕМ•

Именем народа!

Изначально он назывался Новостроевкой – так этот немецкий поселок окрестили когда-то советские переселенцы, приехавшие строить новую жизнь в бывшей Восточной Пруссии.

Но однажды, как гласит местное предание, в поселке появилась паспортистка, которой его имя «не показалось». То ли дело – Новостройка! И свой вариант она стала вписывать местному люду в паспорта. Шли годы, «народный» топоним все более вытеснял официальный. Только вот в других документах никаких переименований не значилось. И чем дальше, тем больше проблем стало возникать у жителей. Предъявляешь где-то паспорт, и вдруг – от ворот поворот: нет такого поселка! Осознав масштаб бедствия, народ обратился к властям. Там предложили всем пострадавшим поменять документы. Однако такой вариант граждан, понятно, не устроил. И они решили… поменять название поселка.

Депутаты поддержали поселковый электорат. В итоге появилось на свет распоряжение правительства РФ о пере­именовании Новостроевки в Новостройку. Но, как сейчас выясняется, в области полно других казусов с топонимами. Например, поселок Овражное в официальных бумагах значится Овражной. Привычную всем Сазоновку, оказывается, следует называть Сазановкой. Садовое – это Садово…

ВЛАДИСЛАВ РЖЕВСКИЙ

ХРОНИКИ•

«Музейный гид» – площадка для дискуссий

С 11 по 14 июня в Москве пройдет ежегодный форум «Музейный гид», организованный благотворительным фондом Владимира Потанина. Форум состоится в рамках международного фестиваля музеев «Интермузей-2015», проходящего в центральном выставочном зале «Манеж».

Форум «Музейный гид» – профессиональная площадка для обмена опытом и идеями в сфере инноваций в музейной среде. В этом году «Музейный гид» пройдет в пятый раз и будет посвящен теме «Музей и местное сообщество».

Программа и пространство форума делятся на три части. Экспозиция познакомит посетителей с лучшими практиками работы музеев с местным сообществом (на примере проектов – победителей программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»). Зона для мастер-классов «Лаборатория «Музейного гида» станет местом проведения презентаций, выступлений авторов проектов-победителей, тренингов, экспертных консультаций. Дискуссионная зона предоставит широкие возможности для профессионального общения, обсуждения самых актуальных тем.

«В этом году впервые «Музейный гид» проходит в виде форума – открытого обсуждения актуальных вопросов и проблем музейной сферы и шире – сферы культуры, и это главное отличие данного профессионального марафона от предыдущих лет, – рассказывает генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. – И для нас, и для наших грантополучателей участие в программах – это не только материальная поддержка проектов, но и обмен опытом, новые возможности общения с коллегами. Для этого мы проводим специальные мероприятия, а форум «Музейный гид» может по праву считаться ключевым событием года. На форуме мы подведем итоги года, будем анализировать успешные кейсы, делиться находками.

В этом году наша экспозиция, представляющая проекты, победившие в конкурсе, будет состоять из мобильных модулей-выставок. По завершении форума выставки будут переданы музеям для продолжения работы по проектам, надеемся, что у них впереди интересный гастрольный маршрут.

Еще одним новшеством «Музейного гида» этого года стала специальная номинация фонда – «За лучшую волонтерскую службу музея» (в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Интермузей»). Пока это не очень популярное направление работы музеев в России, но мы уверены, что его разработка несет в себе перспективы для развития. Об этом говорит опыт западных музеев, где на волонтерах лежит значительная часть повседневной работы».

По традиции в ходе форума пройдет церемония награждения победителей конкурсов «Меняющийся музей в меняющемся мире» и «Музейный гид», а также будут объявлены авторы лучших реализованных проектов прошлого года.

СВЕТЛАНА СЕРГЕЕНКО

•ПОД ОБЛОЖКОЙ•

Йохен Хельбекк

«Сталинградская битва: свидетельства участников и очевидцев»


Книга известного историка посвящена одной из важнейших битв Второй мировой войны. Но особая ценность этого тома заключается в том, что под одной обложкой собраны свидетельства участников грандиозного сражения – маршала Чуйкова, легендарного снайпера Зайцева, медсестры Веры Гуровой, лейтенанта-одессита и других. Что ж, спасибо тем, кто еще до окончания битвы стал записывать рассказы очевидцев – военных и гражданских, военачальников и рядовых. Теперь уникальный фактический материал доступен для потомков.

Сэм Харрис

«Ложь. Почему говорить правду всегда лучше»

Врать не просто нехорошо, но и вредно для здоровья, душевного и физического. Эта почти истина не­ожиданно получила научное подтверждение. В книге известного нейробиолога и популяризатора науки анализируются разные формы лжи (от наглой и безапелляционной до «лжи во благо и во спасение»), разбираются ситуации, описанные классиками в «Отелло» и «Анне Карениной». И все лишь для того, чтобы прийти к давно известному выводу: «Доверие пробуждает самые позитивные чувства, а обман порождает подозрение и недоверие». Возможно, вы догадывались об этом и до прочтения труда Сэма Харриса. Но читать все равно интересно.

Екатерина Рождественская

«Жили-были, ели-пили... Семейные истории»

Дочь замечательного советского поэта Роберта Рождественского написала очень интересную книгу о семейных застольях, случавшихся в их доме по поводу и без. В ней удивительным образом соседствуют люди родные и близкие, великие и не очень, сугубо бытовые подробности перемешаны с приметами эпохи, а исторические свидетельства – с кулинарными рецептами. Оказывается, таланты писать, дружить и угощать в те времена были связаны самым тесным образом. Не потому ли щемящее ностальгическое чувство задержалось в нас так надолго?

Дэн Грин

«Путеводитель по миру научных открытий»

В красочном издании рассказывается об известных открытиях и тех яростных научных спорах, которыми они сопровождались. Почему в 1842 году Ричард Оуэн назвал гигантских вымерших рептилий динозаврами («ужасные ящеры»), как сформировалась в единое целое периодическая система элементов Менделеева, с какими трудностями столкнулась Мария Кюри при исследовании радиоактивности, по какой тропе пришел Эйнштейн к своей теории относительности? История великих озарений в подробностях и деталях – увлекательное и по­учительное чтение.

АЛЕКС ГРОМОВ

Все анонсы

Всего анонсов - 380

  «Труд-7» 17 июня 2016 г
   
  «Труд-7» 8 апркля 2016 г
   
  «Труд-7» 25 марта 2016г
   
  «Труд-7» 5 февраля 2016г
   
  «Труд -7» 22 января 2016г
   
  «Труд-7» 25 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 17 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 11 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 4 декабря 2015г
   
  «Труд-7» 27 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 20 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 13 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 6 ноября 2015г
   
  «Труд-7» 16 октября 2015г
   
  «Труд-7» 2 октября 2015г
   
  «Труд-7» 25 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 18 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 11 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 4 сентября 2015г
   
  «Труд-7» 21 августа 2015г
   
 


E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.