MediaGuide
Media Guide — портал о медиабизнесе для профессионалов. Каждый день для вас публикуется необходимая в работе информация: новости рынка, интервью, аналитика, гид по рынку российских медиа, вакансии и резюме.
среда,  20 января

Курсы валют ЦБ

Архив новостей

Новостной RSS-поток RSS-поток новостей

Подписка на
новости

О подписке


06.12.10

Кремль отрекается от собственных СМИ

Возвращение медийных порядков из 90-х становится реальностью

В третьем Послании президент Дмитрий Медведев потребовал от региональных и муниципальных властей избавиться от непрофильных активов – в первую очередь от местных СМИ. Идея в определенном смысле дезавуирует инициативу из второго Послания о необходимости обеспечения равного доступа партий к местным СМИ. Приватизация также может привести к закрытию большинства газет, а значит, будет нарушено конституционное право граждан на получение информации. Оппозиционные партии высказывают озабоченность. На их взгляд, идея не решит проблему развития плюрализма на региональном уровне, а наоборот, усугубит ее.

Выступая с Посланием к Федеральному собранию, президент Дмитрий Медведев заявил: «Органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов». Позднее помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович пояснил, что глава государства процитировал поэта Самуила Маршака неспроста. Кремль действительно вынашивает планы обязать региональные и муниципальные администрации избавиться от находящихся у них на балансе газет, радиостанций и телеканалов. Инициатива будет оформлена в виде законопроекта. Не исключено, что ее реализуют к концу 2011 года. Вопрос в том, какими могут быть последствия.

И хотя на первый взгляд идея вроде бы кажется либеральной, ведь предлагается отобрать у губернаторов и мэров их главный административный ресурс и сделать более разнообразным информационное пространство, однако эффект от ее реализации может быть весьма сомнительным. Для начала она вступает в явное противоречие с инициативой Медведева из второго президентского Послания. Год назад глава государства распорядился обеспечить равный доступ партиям к региональным и муниципальным СМИ, которые находятся на балансе местных администраций. Субъекты Федерации приняли соответствующие проекты законов, а Центризбирком разработал методику, как отслеживать и компенсировать партиям время в эфире местных телеканалов и радиостанций. Кстати, в недавнем видеобращении в блоге Медведев заявил, что обеспечение равного доступа к СМИ – это одно из достижений его либерального курса, поскольку позволяет партиям информировать общество о своем существовании, начиная с муниципального уровня. Вот только теперь возникают большие сомнения: будет ли реализована эта инициатива? Ведь если телеканалы и радиостанции приватизируют, партии смогут попадать в эфир разве что за плату. Но всем известно, что оппозиционные политструктуры не располагают для этого необходимыми денежными средствами. Конечно, можно обязать частные СМИ предоставлять свою площадку партиям, вот только в этом случае государство должно пообещать, что будет компенсировать их затраты. Тогда какой смысл в том, чтобы приватизировать СМИ?

Другая тема. В региональных и местных газетах, находящихся на балансе администраций, публикуются законодательные акты, которые принимают городские и областные парламенты. Также местные СМИ активно вовлечены в избирательные кампании. Закон обязывает их предоставлять бесплатные площади и эфирное время для обнародования партийных программ и программ кандидатов в депутаты и мэры. Кроме этого, между кандидатами и партиями разыгрываются бесплатные площади и эфирное время для размещения агитации. Опять же частные СМИ, возможно, и будут выполнять эту роль, но при условии получения компенсаций от государства. Отдельная проблема: по какому принципу будут отбираться коммерческие СМИ, к примеру, для агитационных целей? Этот вопрос корреспондент «НГ» адресовала автору идеи избавления от непрофильных активов Аркадию Дворковичу посредством твиттера. Его ответ был таков: «Это должно быть установленное законом обязательство СМИ с соответствующей территорией распространения». Разъяснение свидетельствует о том, что равномерного ухода государства из сферы СМИ не будет. Несложно догадаться, что подряды будут получать именно те издания, которые власть способна контролировать тем или иным способом. К примеру, через крупных бизнесменов, задолжавших государству кругленькие суммы в период борьбы с последствиями кризиса.

Еще один на вопрос, на который неплохо было бы дать ответ в предложениях, которые готовит Кремль: как будет реализовываться право граждан на получение информации? Не секрет, что на местном уровне не читают московских газет. Популярностью там пользуются издания, пишущие о городских проблемах. А между тем медийные эксперты утверждают, что в процессе приватизации будут закрыты до 80% региональных и муниципальных СМИ. Хотя бы потому, что в регионах их просто-напросто некому будет приобретать. С одной стороны, это приведет к тому, что право людей на получение информации, предусмотренное Основным законом страны, будет нарушено, с другой – к массовому увольнению местных журналистов. Те же газеты, телеканалы и радиостанции, которые выживут, чтобы иметь доступ к коммерческим ресурсам, будут ввязываться в местные олигархические информационные войны. Видимо, напрасно тележурналист Леонид Парфенов на прошлой неделе с таким сожалением вспоминал 90-е, когда СМИ участвовали в битвах олигархов и неплохо на этом зарабатывали. Возвращение медийных порядков из 90-х, правда, на этот раз в виде фарса на региональном и муниципальном уровне, кажется, становится реальностью.

И наконец, хотелось бы понять: почему государство не решилось начать с себя? Предположим, избавиться от собственных телевизионных активов, сбросить с баланса «Российскую» и «Парламентскую» газеты, которые обходятся бюджету страны в несколько миллиардов рублей в год. А также избавиться от опосредованных непрофильных активов. К примеру, от «Газпром-медиа», владеющего пакетом акций федеральных телеканалов НТВ и ТНТ, шестью радиостанциями, шестью печатными СМИ. Ведь «Газпром» находится в стопроцентной собственности государства. Почему инициатива распространяется только на губернаторов и мэров?

Замруководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов в беседе с «НГ» сообщил, что журналистское, как, впрочем, и партийное, сообщество в регионах уже обеспокоено последствиями реализации президентской инициативы: «Идея, мягко говоря, не очень удачная. Существует поверхностный либеральный взгляд: если отобрать СМИ у губернаторов и мэров, они автоматически лишатся административного ресурса. Однако передача СМИ в частные руки не решит проблемы плюрализма на местном уровне, а, наоборот, ее усугубит». Парламентарий уверен, что власть быстро освоится с тем, как контролировать частный сектор и сделать издания ручными. А вот у оппозиции начнутся настоящие проблемы. О равном доступе партий к СМИ можно будет позабыть, поскольку попадать на страницы газет и в эфир она сможет только посредством денег. Однако этот ресурс для нее ограничен, поэтому в медийном пространстве будет доминировать партия власти. Емельянов рассказал, что планирует привлечь внимание к проблеме своих коллег на ближайшем заседании Госдумы во время пятиминутных выступлений.

Депутат от фракции КПРФ Сергей Обухов считает, что Кремль вновь пытается отделаться полумерой. С приватизированными СМИ будут заключаться договоры на информационное обслуживание местных администраций. «Лучше бы Медведев обеспечил равный доступ партий не только к электронным СМИ, находящимся на балансе местных администраций, но и к газетам. Об этом его давно просят все оппозиционные партии», – посетовал Обухов. На его взгляд, ситуация будет выглядеть примерно так: «СМИ приватизируют и будут управлять ими с помощью госзаказа, чтобы выглядеть белыми и пушистыми либералами в глазах Запада. А на деле все останется по-прежнему печально».

Источник: «Независимая газета»

Новости за 06.12.10

Всего публикаций - 21




Кремль отрекается от собственных СМИ
Возвращение медийных порядков из 90-х становится реальностью



Константин Боровой открыл биржу рекламных контрактов
Известный в прошлом предприниматель создал электронную площадку i-APEX



Иван Охлобыстин придумал первую рекламу для «Евросети»
Ролик о старте продаж смартфона LG запускают на ТВ



Initiative одержало победу в тендере «Билайн»
Медиаагентство Initiaitve приступит к работе с группой компаний «ВымпелКом»



Перетяжки для Kraft Foods
Реклама в поддержку выхода на рынок новой банки кофе Carte Noire



«Династия PR» принята в АКОС
Консалтинговая группа «Династия PR» стала ассоциативным членом Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью



«Пюпитр» для прессы
В сети «Хорошие Новости» появилась новая услуга по имиджевому продвижению



Doctor Travel будет искать писателей целый год
Редакция журнала объявила о конкурсе travel-рассказа «Глазами очевидца»



«Новый мир» не пустили по миру
Здание редакции литературного журнала сняли с торгов



Издательство «Известия» проводит благотворительную акцию «Подари детям книгу»
Собранную литературу передадут школе-интернату в Химках



Extra-M.ru: Городская газета покупателя
У популярного московского издания «Экстра-М» появилась новая онлайн-версия



Вышла в свет газета «МК на Амуре. Ежедневка»
Совместный проект ИД «Московский комсомолец» и ООО «Дальпресса»



Новый формат «Твоего Дня»
Таблоид вышел в свет сразу с двумя первыми полосами



Тина Канделаки стала популярнее Владимира Путина
Журнал Hello выиграл в еженедельной «битве обложек»



Социальная сеть «В кругу друзей» запустила сервис «Чаты»
Теперь посетители сайта имеют возможность обмениваться мгновенными сообщениями одновременно со множеством пользователей



Новогодний проект самого веселого радио — «Дорогие россияне»
Лучшие поздравления с Новым годом прозвучат в эфире «Юмор FM» и будут показаны на телеканале ТВ3



Телезрителям помогут сделать правильные покупки
Канал «Домашний Магазин» включили во все пакеты «Стрим ТВ»



«Одноклассники» найдут друг друга по видео
Социальная сеть «Одноклассники» в ближайшее время запустит тестовую версию видеочата на своем сайте



Алла Довлатова станет ведущей программы «Дочки Vs Матери»
Discovery Communications раскрывает секреты первого шоу женского канала TLC



«Авторадио» — лидер по России, «Юмор FM» демонстрирует максимальный прирост аудитории
По данным TNS Россия



В Баку подписан Меморандум
о намерении создания Евразийской Ассоциации кабельного телевидения



E-mail: info@mediaguide.ru
Телефон: +7(915)385-54-56

Партнеры


© Media Guide 2003

При любом использовании материалов активная гиперссылка на www.mediaguide.ru обязательна.